Христианское паломничество.





Современное слово «паломник» восходит к старорусскому «пальмовник», которое, в свою очередь, образовано от латинского palmarius («человек, держащий пальмовую ветвь»). Так первоначально называли богомольцев — участников крёстного хода в Святой Земле. Те, кто стремился встретить в Иерусалиме Светлое Христово Воскресение, приходили заранее, чтобы провести в Святом Городе и всю Страстную седмицу. А поскольку Страстной седмице предшествует праздник Входа Господня в Иерусалим (иначе этот праздник называется ещё Неделя ваий, или в русской православной традиции — Вербное воскресенье), и основным событием этого дня был крестный ход до стен Иерусалима, то паломники, принимавшие участие в этом шествии, несли пальмовые ветви. Такими же ветвями почти две тысячи лет назад встречали Христа жители Иерусалима. Как правило, помимо различных реликвий, богомольцы брали с собой домой на память и эти пальмовые ветви. Впоследствии паломниками стали называть богомольцев, путешествующих не только в Иерусалим, но и к другим христианским святыням.


История православного паломничества


Христианская традиция паломничества имеет давнюю историю — в 10 веке она уже насчитывала не одно столетие. С самого начала существования Церкви жизнь верующих включала в себя посещение мест, связанных с жизнью Иисуса Христа, его Пречистой Матери, святых апостолов и мучеников. 

Эти места, бывшие объектами поклонения уже первых христиан, тоже вскоре стали называться святыми. В 325 году император Константин Великий издал указ о строительстве христианских храмов в святых местах: в Вифлееме — на месте рождения Спасителя, и в Иерусалим и Вифлеем стали стекаться для поклонения главным святыням христианства тысячи богомольцев, положивших начало массовому паломническому движению на Святую Землю. Иерусалим открыл всему миру свои святыни и вернул себе своё древнее название — до Константина, во времена языческих императоров, он назывался Элия - Капитолина. 

В сознании христиан всего мира Иерусалим стал Святым Городом, местом поклонения Христу. Богомольцы 4 века почитали и святые места, связанные с Ветхим Заветом, посещали места захоронения праведников древности, пророков, царей и библейских патриархов. Местное население стало буквально теряться в море паломников, которые не щадили ни сил, ни средств для увековечения памяти о земной жизни Иисуса Христа. В Палестине было построено великое множество храмов и монастырей, а для нужд странствующих богомольцев Церковь благословила строительство вдоль основных паломнических путей постоялых дворов, гостиниц, приютов, странноприимных домов и охраняемых колодцев.

 На 7 Вселенском Соборе, ознаменовавшем победу над ересью иконоборчества, было принято определение, согласно которому Богу подобает служение, а иконам следует воздавать поклонение. Это определение, имеющее характер церковного догмата, связано и с темой православного паломничества. Паломники в византийской церковной традиции называются «поклонниками» — то есть людьми, которые совершают путешествие с целью поклонения святыням. Поскольку определение Вселенского Собора не было принято на католическом Западе, возникла разница и в понимании паломничества внутри христианства. Во многих европейских языках паломничество определяется словом «пилигрим», которое в переводе на русский язык означает только «странник». Паломники в Католической Церкви совершают молитвы на святых местах, занимаются медитацией. Однако то поклонение святыням, которое существует в Православной Церкви, в католицизме отсутствует. Это же можно сказать и о протестантах. Поэтому традиции паломнических путешествий к святым местам и вообще сам термин «паломничество» в своём прямом значении относятся, прежде всего, к Православию.

Русское православное паломничество ведёт своё начало с первых веков распространения христианства в Древней Руси, то есть ещё с 9-10 веков. Таким образом, ему уже более тысячи лет. Кстати, у слова «паломничество» есть синонимы: странничество, поклонничество, богомолье. Самыми ранними словами для обозначения паломничества и названия участника этого процесса служили слова «странничество» и «странник», встречавшиеся в творениях отцов Церкви, богословской и церковно-исторической литературе. 

Как правило, странник — это человек, который всю свою жизнь посвятил только хождению по святым местам, оставив другие занятия — в отличие от богомольца, отправляющегося в конкретное паломничество и после этого ведущего прежний образ жизни. А в конце 19 — начале 20 века, во время расцвета русского паломничества в Святую Землю, в России широко употреблялось слово «поклонник». Оно предельно ясно показывает смысл паломничества, который заключается именно в религиозном поклонении святым местам. 

Постепенно на Руси возникли и свои центры паломничества. Путешествие к ним всегда воспринималось как духовный и физический подвиг. Вот почему на поклонение часто отправлялись пешком. Собираясь в паломничество, православные христиане получают благословение на его совершение или у епархиального архиерея, или у своего духовного наставника. — над пещерой Гроба Господня, а территорию Палестины он объявил Святой Землёй.


Паломничество и туризм

В наше время нередко можно услышать такие словосочетания, как «паломнический туризм», «паломнический тур», «паломническая экскурсия» и так далее. Все они проистекают от непонимания сути паломничества, от сближения его с туризмом по чисто внешнему сходству. И паломничество, и туризм связаны с темой путешествия. Однако, несмотря на сходство, они имеют разную природу. Даже посещая одни и те же святые места, паломники и туристы делают это по-разному. Туризм — это путешествие с познавательными целями. И одним из популярных видов туризма является туризм религиозный. Главное в этом виде туризма — знакомство с историей святых мест, жизнью святых, архитектурой, церковным искусством. Обо всём этом рассказывается на экскурсиях, которые и являются для туриста самым главным элементом путешествия. 


Экскурсия может быть также и частью паломничества — но только не главной и вовсе не обязательной, а лишь вспомогательной.


Главное в паломничестве — это молитва, богослужение и религиозное поклонение святыням. Православное паломничество — это часть религиозной жизни верующего человека. В процессе совершения паломничества основным во время молитвы является не внешнее исполнение обрядов, а тот настрой, который царит в сердце, духовное обновление, которое происходит с православным христианином. 




Куда и почему едут

Если говорить о ЕгиптеИордании и Израиле, то поездки по этим территориям неразрывно связаны с историей израильского народа и с дорогой, которой шел Моисей. Тоже самое можно сказать о путешествиях по маршрутуИзраиль — Иордания — Сирия — Ливан. С точки зрения христианства, все эти государства находятся на единой территория Святой Земли. Почему? 


Потому что Господь ходил и был крещен в Иордании, там же находятся и места, неразрывно связанные с жизнью и смертью Иоанна Крестителя. Сирия и Иордания связаны с апостолами Павлом и Петром, которые шли на проповедь из Иерусалима. Из этого примера хорошо видно, что современные государства и их границы определяют всего лишь форму паломнических поездок, а не их содержание. Главным в таких религиозных путешествиях становится не визит в две, три или четыре страны, а посещение региона, который объединен одной идеей, историческими, философскими и архитектурными корнями. Именно это и является основой любого паломнического или религиозного тура, охватывающего несколько стран.


Если говорить о духовном содержании паломнических поездок, например, в Грецию или Италию, то они обычно следуют за путями апостолов по европейской части континента. Именно эта составляющая является основной в турах, включающих эти страны. Сочетание в одном паломническом туре таких двух стран, как Греция и Турция, тоже имеет вполне четкое идеологическое обоснование. Как правило, такие путешествия проходят по маршрутуКаппадокия — Стамбул — Салоники — Афины: это путь апостола Павла и его проповедей. А, например, путешествие Болгария — Греция — Турция основано на византийских традициях православия. Посещение этих трех стран — дань памяти и заслугам славянских святых и просветителей Кирилла и Мефодия. Впрочем, в некоторых случаях страны в паломнических маршрутах могут быть объединены и по вполне мирским, географическим соображениям. Скажем, программа по Италии и Черногории: в Черногории люди отдыхаю, молятся, ездят по святым местам, а совсем рядом расположен замечательный итальянский город Бари, добраться до которого не составит большого труда. Есть и другие варианты сочетания стран в этом регионе, в частности, круиз по Адриатическому побережью с посещением ДубровникаКотора, Бари, Венеции. Этот маршрут объединяет посещение нескольких святынь и поклонение нескольким святым: апостолу Марку (Венеция), Иоанну Крестителю (Цетинский монастырь), святителю и чудотворцу Николаю (Бари). Подчас общая идея объединяет, казалось бы, абсолютно несочетаемые направления: например, Крым и Турцию. Но если немного вспомнить прошлое, тут же выяснится, что Крым исторически очень близок к Византии и Греции. Кроме того, с Крымского полуострова очень легко добраться до Стамбула, чтобы посетить знаменитый и очень почитаемый Софийский собор. Отдельной строкой можно выделить паломнические туры, включающие в себя посещение прибалтийских стран. Эти страны в разное время находились под влиянием разных религий и культур, большой след в их истории, безусловно, оставили события 19, 20 и начала 21 века. С одной стороны — влияние Иоанна Кронштадтского на возникновение монастырей и храмов в Латвии и Эстонии, с другой — советский и постсоветский периоды. 
 Маршруты таких путешествий определяют и географические факторы, и религия с историей. 


Сербия. Острожский монастырь.

Святые места Европы


Одна из характерных черт православия — почитание святых и святынь. Чтобы поклониться святыням, многие христиане отправляются в паломничество — путешествие по святым местам. Первоначально паломники направлялись к местам земной жизни Иисуса Христа, на Святую Землю, откуда они привозили пальмовые ветки (отсюда и появилось слово «паломничество»). Со временем паломничеством начали называть любые путешествия по святым местам православного мира. Паломничество отличается от туризма, прежде всего, настроем путешественников, хоть «технические» детали во многом и совпадают. Возможны варианты совершения паломничества в группе или самостоятельно, каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Зачастую в первую паломническую поездку отправляются с группой, а затем посещают святые места самостоятельно.

Болгария. Рыльский монастырь

Немного истории


Места, которые посещают паломники — это святые места, которые прославились благодаря чудесам, совершённым Богом, Богоматерью, святыми, либо связаны с событиями истории православного народа и жизни святых. В этой статье мы остановимся на рассказе о наиболее значимых для православной культуры святынях европейских стран. Надо сказать, что христианская традиция Европы и православная её составляющая — одна их самых сложных тем в паломнических турах. Поэтому сейчас мы вкратце расскажем, как складывалась в Европе её христианская традиция.

Представим себе Римскую Империю — раздробленные государства, через которые прошли варвары и разграбили все сокровища, которые собирались здесь веками. Восток, не затронутый сильными набегами в 3 веке, отделяется и составляет Восточную империю, в которую входят Греция, Турция, Ближний Восток и Северная Африка. В последствии элементами этой империи станут БолгарияРумыния и часть Италии. Запад же в это время дробится, и именно с этого момента начинается период, который в истории назовут ранним Средневековьем. Появляются Великая Римская Империя Карла Великого, Королевство Франков и т. д., постепенно складываются государства в Восточной Европе. А, как известно, в средние века основой любого государства были его святыни. По всей Европе ходят монахи и странствующие священники. Начинают зарождаться первые ростки христианства, которые были переданы апостолами. Ведь апостолы по церковной традиции прошли с проповедью по всему Средиземноморью. Как правило, именно эта тема затрагивается при разработке паломнических программ в такие страны как ГрецияМальтаТурция и Италия.


Другое событие, которое повлияло на формирование христианской традиции Европы — крестовые походы на Ближний Восток, которые начались в 11 веке. Из этих походов крестоносцы начали привозить всевозможные святыни.

А как появилась первая христианская святыня? История говорит следующее: в 3 веке царица Елена — мать императора Константина — решила поехать на Ближний Восток, чтобы убедиться в том, что Христос действительно существовал как историческая личность. Опираясь на рассказы местных жителей, она находит те места, где был Иисус, и начинает там раскопки. И находит старый город, остатки городской стены, храм и несколько крестов. Перед Еленой встаёт вопрос — что это такое? По уже церковной легенде в этот момент мимо проносили больного, она попросила приложить его ко всем крестам, и если он выздоровеет или почувствует облегчение — значит, это тот самый крест, на котором был распят Спаситель. И больной выздоровел, а Елена поняла, что это Крест Господень. Именно в этот момент и появилась первая христианская святыня. Если до этого времени апостолы ходили и проповедовали только словом, то теперь у христиан появляется материальная, осязаемая ценность. Слово «святыня» материализуется, и люди начинают относиться к новой для них религии уже не просто, как к чему-то неизвестному.

Большая часть Животворящего Креста сейчас находится в Риме в храме Иерусалимского Креста Господня. Если перечислять римские святыни, обязательно стоит упомянуть «Святые Ясли Иисуса» — они находятся в базилике Санта-Мария Маджоре, а также и «Святую лестницу» (сейчас находится в храме Сан-Лоренцо), по который Спаситель шёл к Пилату. Она была привезена в Европу уже крестоносцами. В небольшом, но очень важном для всей христианской культуры городке Лоретто находится перенесённый теми же крестоносцами из Назарета Дом Пресвятой Богородицы.

Другие значимые святыни, перевезённые из других стран: Терновый Венец Спасителя — находится в Париже, в Соборе Парижской Богоматери. В Страсбурге — мощи мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, вПраге — мощи Вячеслава Пражского и Людмилы. В Венеции — мощи Святого Марка (Собор Св. Марка), в Риме— мощи Св. Апостола Петра (Собор Св. Петра) и мощи Св. Апостола Павла (базилика Сан-Паоло-Фуори-Ле-Мура). В Бари — мощи Святителя Николая Чудотворца (базилика Сан-Никола), в Турине — Святая Плащаница, вывезенная крестоносцами из Константинополя.

Ещё один из переломных моментов в православной истории — Седьмой Вселенский Собор (8 век), на котором утвердили, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности: с этого момента икона становится реликвией. Чудотворные иконы появляются во многих странах и привлекают паломников со всего света.

К Священным местам Кипра относят монастырь Пресвятой Богородицы (11 век). Здесь в иконостасе соборного храма находится чудотворный образ Богоматери Милостивой (Киккотиссы), который, согласно преданию, был написан евангелистом Лукой ещё при жизни Божьей Матери. Сейчас этот монастырь является основой всей греческой культуры на Кипре.

Если говорить об остальных Святынях Европы, одной из основных является Сантьяго-де-Компостела (Испания), где расположен Кафедральный Собор с мощами Святого Апостола Иакова Заведеева. По преданию, один крестьянин-гилисиец в 9 веке по указанию звёзд нашёл близ Компостелы каменный гроб с мощами апостола. И это место уже в средние века считалось одним из крупнейших мест паломничества — наряду с такими центрами, как Рим и Иерусалим.

Надо отметить, что хоть у православных паломников из России традиция ездить по Европе ещё пока не сложилась, уже есть несколько хорошо отработанных маршрутов — например, греческие Святыни. Много паломников посещает Сербию и Черногорию, где находится множество православных Святынь. Очень интересна и Румыния — в этой стране много действующих православных монастырей.


Краткий экскурс по остальным святыням Европы


Святыни АвстрииВена — собор во имя Св. Первомученика Стефана, «Венский Грааль» (Святая Чаша, вывезенная из Константинополя).

Святыни Болгарии: Рильский монастырь — мощи преподобного Иоанна Рильского, икона Богородицы «Одигитрия». Бачковский Успенский пещерный монастырь — чудотворная икона Богородицы. Ивановский Лом — комплекс скальных монастырей с фресками.

Святыни ГерманииКельн — мощи Святых Волхвов (Кёльнский кафедральный собор), Трир — Хитон Иисуса и мощи Св. Равноапостольной царицы Елены (кафедральный собор во имя Св. Петра). Кроме того, Трир очень удобен для паломников своим расположением, так как из него всего за несколько часов можно доехать до Амьена (мощи Св. пророка Предтечи и Иоанна Крестителя), до Парижа (мощи Св.Диониса Ареопогита и святой Марии Магдалины, Терновый Венец Спасителя).

Святыни ГрецииАфины — Ареопаг, место проповеди Апостола Павла перед афинскими философами. Афон — бухта Св. Климента, место прибытия Богородицы на святую гору, Иверский монастырь — храм в честь Иверской чудотворной иконы Божьей матери, Монастырь Св. Павла: соборный храм, в алтаре которого хранится одна из величайших святынь Афона — «Дары Волхвов». Коринф — византийская Базилика на месте проповеди Апостола Павла. Патры — Кафедральный собор во имя Святого Апостола Андрея Первозванного, здесь хранятся мощи Святого и части креста, на котором он был распят. Фесалонника (современные Салоники) — храм Святого Апостола Павла, храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского, храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Кафедральный собор, в котором хранятся мощи святого Григория Паламы.

Святыни ИспанииВаленсия — Святая Чаша (Чаша Грааля) в Кафедральном Соборе. Эскориал — дворцово-монастырский ансамбль с соборным храмом св. мученика Лаврентия и «Часовней мощей» — уникальным собранием мощей семи тысяч христианских святых.

Святыни ИталииНеаполь — мощи Св. Януария и его чудотворная кровь, чудотворная икона Распятия, с которой Спаситель говорил с Фомой Аквинским (базилика Сан-Доменико Маджоре), место проповеди Св. Марии Магдалины перед императором Тиберием (остров Капри).

Святыни КипраЛарнака — храм во имя Св. Лазаря Четверодневного, воскрешённого Господом. Пафос — храм на мести проповеди апостолов Павла и Варнавы, катакомбы древних христиан.

Святыни Мальты: Бухта Апостола Павла — храм на месте, где Апостол и его спутники вышли не берег после кораблекрушения. Рабат — пещера, в которой жили Апостол Павел и евангелист Лука, катакомбы святого Катальда.

Святыни ФранцииМарсель — аббатство Сен-Виктор, храм Нотр-Дам-де-ля-Гард (Богоматери Защитницы). Реймс — кафедральный собор во имя Пресвятой Богородицы.
Святыни Черногории: Цетинский монастырь — мощи (рука) Иоанна Крестителя, частица Креста Господня, Острог — мощи святого Василия Острожского.

Краткий экскурс по остальным святыням Европы



Святыни АвстрииВена — собор во имя Св. Первомученика Стефана, «Венский Грааль» (Святая Чаша, вывезенная из Константинополя).

Святыни Болгарии: Рильский монастырь — мощи преподобного Иоанна Рильского, икона Богородицы «Одигитрия». Бачковский Успенский пещерный монастырь — чудотворная икона Богородицы. Ивановский Лом — комплекс скальных монастырей с фресками.

Святыни ГерманииКельн — мощи Святых Волхвов (Кёльнский кафедральный собор), Трир — Хитон Иисуса и мощи Св. Равноапостольной царицы Елены (кафедральный собор во имя Св. Петра). Кроме того, Трир очень удобен для паломников своим расположением, так как из него всего за несколько часов можно доехать до Амьена (мощи Св. пророка Предтечи и Иоанна Крестителя), до Парижа (мощи Св.Диониса Ареопогита и святой Марии Магдалины, Терновый Венец Спасителя).

Святыни ГрецииАфины — Ареопаг, место проповеди Апостола Павла перед афинскими философами. Афон — бухта Св. Климента, место прибытия Богородицы на святую гору, Иверский монастырь — храм в честь Иверской чудотворной иконы Божьей матери, Монастырь Св. Павла: соборный храм, в алтаре которого хранится одна из величайших святынь Афона — «Дары Волхвов». Коринф — византийская Базилика на месте проповеди Апостола Павла. Патры — Кафедральный собор во имя Святого Апостола Андрея Первозванного, здесь хранятся мощи Святого и части креста, на котором он был распят. Фесалонника (современные Салоники) — храм Святого Апостола Павла, храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского, храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Кафедральный собор, в котором хранятся мощи святого Григория Паламы.

Святыни ИспанииВаленсия — Святая Чаша (Чаша Грааля) в Кафедральном Соборе. Эскориал — дворцово-монастырский ансамбль с соборным храмом св. мученика Лаврентия и «Часовней мощей» — уникальным собранием мощей семи тысяч христианских святых.

Святыни ИталииНеаполь — мощи Св. Януария и его чудотворная кровь, чудотворная икона Распятия, с которой Спаситель говорил с Фомой Аквинским (базилика Сан-Доменико Маджоре), место проповеди Св. Марии Магдалины перед императором Тиберием (остров Капри).

Святыни КипраЛарнака — храм во имя Св. Лазаря Четверодневного, воскрешённого Господом. Пафос — храм на мести проповеди апостолов Павла и Варнавы, катакомбы древних христиан.

Святыни Мальты: Бухта Апостола Павла — храм на месте, где Апостол и его спутники вышли не берег после кораблекрушения. Рабат — пещера, в которой жили Апостол Павел и евангелист Лука, катакомбы святого Катальда.

Святыни ФранцииМарсель — аббатство Сен-Виктор, храм Нотр-Дам-де-ля-Гард (Богоматери Защитницы). Реймс — кафедральный собор во имя Пресвятой Богородицы.

Святыни Черногории: Цетинский монастырь — мощи (рука) Иоанна Крестителя, частица Креста Господня, Острог — мощи святого Василия Острожского.