The Transfiguration of Christ, 12th century. Print Collector/Getty Images / Getty Images
Согласно церковному Преданию, Преображение Иисуса Христа произошло на горе Фавор. Однако большинство современных богословов считают горой Преображения не Фавор, а один из отрогов горы Ермон.
До IV века в дошедших до нас древнехристианских источниках гора Преображения не называется. В IV веке, после признания христианства государственной религией Римской империи, началось паломничество в Израиль. В том числе паломничество совершила Елена, мать римского императора Константина. По ее указанию на горе Фавор был построен монастырь. С этого времени гора Фавор вошла в Предание как гора Преображения.
В современном богословии в пользу горы Ермон, как горы Преображения, выдвигаются следующие аргументы:
Во-первых, гора Фавор - не слишком высокая (588 метров над уровнем моря) и во времена Иисуса ее окрестности были густо населены. А на вершине ее располагалась мощная римская крепость и большой замок. Поэтому она не была подходящим местом для молитвенного уединения.
Во-вторых, хронология предшествующих событий (Мк.8:22, Мк.8:27, Мк.9: 2) говорит, что Иисус с учениками двигался на север к Ермону, а не на юг, к Фавору. Кроме того, как известно, Преображение было кульминационным моментом в земном служении Иисуса Христа. Именно с горы Преображения началось Его восхождение на Голгофу. Логично предположить, что путь на Голгофу (на юг) начинался с самой северной точки Израиля (горы Ермон). Наконец, в Евангелии от Марка (Мк 9:30) сообщается, что после Преображения Иисус с учениками проходили Галилею, что также говорит в пользу горы Ермон, а не Фавор.
В-третьих, ещё один косвенный аргумент: в Мк. 9: 3 упоминается, что в момент Преображения одежды Христа сделались «блистающими, весьма белыми, как снег». Упоминание снега в качестве сравнения может быть случайностью. Однако в случае с гороем Ермон (вершина которой в зимнее время, два-три месяца в году покрыта снегом) снег может быть перед глазами учеников в том случае, если бы Преображение было зимой, а в случае с Фавором - нет.
Вот, что говорить о месте Преображения епископ Кассиан (Безобразов):
«Место Преображения в Евангелии не указано. Мы знаем только, что оно совершилось на горе. В церкви утвердилось мнение, что эта гора была Фавор. Это мнение в настоящее время вызывает возражения ученых. В Новозаветную эпоху на вершине Фавора была крепость, что делало место неблагоприятным для уединения. В противовес форме топографии, мнение ученых склоняется в наши дни, в пользу Ермона. Ермон, при большой высоте (ср. "Высокая гора": Мф. 17: 1; Мк.9: 2), создававшей благоприятные условия для полного уединения, расположен к северу от Галилеи. Область Кесарии Филипповой, где ученики исповедали Учителя Мессию, лежит у подножия Ермона. Приурочение Преображения к Ермону отвечает и хронологии события: последующее прохождение Господа через Галилею (Мк 9:30) , Накануне пути в Иерусалим, как прохождение с севера на юг, не от Фавора к Ермону, а от Ермона к Фавору. Предлагаемая топография не есть единственно возможная. Она тоже не свободна от возражений. Но совокупность данных дает ей несомненные преимущества перед традиционным пониманием. "(ХРИСТОС и первое христианское поколение. Епископ Кассиан (Безобразов))
Горная цепь Антиливан и гора Хермон.
Хермон — гора высотой 2814 м над уровнем моря, самая высокая точка горной цепи Антиливан. Расположена на границе Сирии, Ливана и Израиля и находится под сирийским контролем.
Южные склоны Хермона, снижаясь, частично переходят в Голанские высоты, находящиеся под контролем Израиля (Северный округ) со времён Шестидневной войны Вершины Хермона покрыты снегом с ноября по март.
Южные склоны Хермона, вместе с Голанскими высотам, были захвачены Израилем у Сирии в ходе Шестидневной войны 1967 г. и провозглашены суверенной израильской территорией в 1981 г. по «Закону о Голанских высотах». Аннексия была признана недействительной Резолюцией № 497 Совета Безопасности ООН. Вершина Хермона была захвачена Израилем в ходе войны 1973 г. и возвращена Сирии в 1974 г. в результате соглашения о разделении сил.
География и этнография
Горный массив Хермон имеет длину около 60 км и расположен на стыке границ Ливана, Израиля и Сирии. Израилю принадлежит 70 км² горного массива, что составляет около 7% его общей площади (1000 км²).
Хермон входит в водосборный бассейн трех основных источников реки Иордан — Снир (Хацбани), Дан и Баниас.
Хермон или Ермон (араб. — джебель эш-Шейх) — "...самая высокая гора в Израиле: 2224 м над уровнем моря. Всего 7% территории Хермона находится в Израиле, остальные 93% разделены между Сирией и Ливаном. Самая высокая точка (3088 м) — в Ливане. Как и многие труднодоступные горы, она с незапамятных времен была окружена ореолом святости. Люди верили, что на вершине Хермона обитают боги. Название горы происходит от ивритского глагола "харам", что значит "взять на себя обет".
В одной из легенд это название объясняется тем, что сыновья языческих богов дали обет спускаться на гору и брать себе в жены дочерей сынов человеческих.
Вершины Хермона покрыты снегом практически до середины лета. В Талмуде Хермон называли по-арамейски Тур-Талга (снежная гора). Арабы тоже называли Хермон снежной или ледяной горой — Джабал ал-Талж. Белые вершины заметны издалека и напоминают тюрбан шейха (старейшины). Поэтому Хермон арабы иногда называют Джабал ал-Шейх (гора шейха)."
Напрашивается латинская аналогия арамейского и арабских названий - ЛЫСАЯ ГОЛОВА.
calva, ae f [calvus]
череп, черепная коробка.
calvus
1) лысый, плешивый, безволосый;
2) голый, гладкий; лишённый растительности.
Отсюда и название КАЛУАНСКИХ (голанских) высот.
Современное название горы ХЕРМОН также является латинским, что в переводе означает "ОТВЕСНАЯ ГОРА".
(h)erectus + mons
(h)erectus
1) направляющийся вверх, стоящий отвесно; поднятый (устремлённый) ввысь;
2) возвышенный;
3) гордый, прямой;
4) устремлённый, рвущийся.
mons, montis m
1) гора, горная цепь, горы;
2) скала, глыба;
3) горная порода, камень;
4) гора, куча, груда; громада, масса.
photo: fotokto.ru
Хермон расположен на самом севере страны, на горе самый холодный климат в Израиле, здесь выпадает наибольшее количество осадков — около 1350 мм, осадки бывают почти 90 дней в году.
В летние месяцы, когда не бывает дождей, дуют сильные ветры. Они усиливаются зимой, скорость их доходит до 120-150 км в час, и они сметают снег с открытых мест, оставляя лишь ½-метровый слой.
В закрытых же от ветров местах образуются сугробы высотой в несколько метров, которые лежат до весны, а иногда и до середины лета.
На Хермоне насчитывается более 250 видов растений. Их меньше на вершине, но у подножия есть все, что произрастает в горах Иудеи, Самарии, Кармеля иГалилеи.
Символом Хермона считаются кипарисы, которые в древние времена использовались в кораблестроении.
Когда-то в горах жили хищные звери. Барсы упоминаются в Библии, а сирийских бурых медведей можно было встретить вплоть до начала XX в.
Хермон в Библии
Хермон упоминается в Ветхом Завете:
«И взяли мы в то время из руки двух царей Аморрейских землю сию, которая по эту сторону Иордана, от потока Арнона до горы Ермона, — Сидоняне Ермон называют Сирионом, а Аморреи называют его Сениром.» (Втор.3:8-9).
В ветхозаветной апокрифической Книге Еноха говорится что ангелы, возжелавшие войти к дочерям человеческим, скрепили свои намерения именно на этой горе:
«И они спyстились на Аpдис, котоpый есть веpшина гоpы Еpмон; и они назвали её гоpою Еpмон, потомy что поклялись на ней и изpекли дpyг дpyгy заклятия.» (Книга Еноха, 2:1-6)
Всего Хермон упоминается в Библии 13 раз, в частности, говорится о народе, поселившемся в этих горах еще до прихода евреев: «... Евеи, живущие на горе Ливане, от горы Ваал-Ермона ...» (Суд. 3:3). Евеи были идолопоклонниками, и Господь оставил их, «... чтобы искушать ими Израильтян..., чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее...»(Суд. 3:1,2).
Ряд современных богословов считает, что гора Хермон являлась горой Преображения Иисуса Христа. Например, такого мнения придерживается автор популярных «Комментариев к Новому Завету» Уильям Баркли.
История
Во время завоеваний евреями Земли Обетованной Хермон стал северной границей.
При правлении греков евеи создали свое царство Халкис, в котором были две столицы: Халкис в долине и Ваал-Бэк на горах.
В книге Маккавеев упоминаются походы Иоханана и Иехуды Аристобула I против евеев. Иудейские полководцы расширили границы Иудейского царства, присоединив к нему земли язычников-евеев. Один из царей евеев взял себе в жены сестру потомка Маккавеев, и таким образом установилась кровная связь между двумя народами.
Иудейское правление продолжалось недолго. Вначале из-за интриг египетской царицы Клеопатры евейский царь был казнен, и все царские владения перешли к ней. А спустя несколько лет римский император Август, отобрав земли Хермона у Клеопатры, подарил их Ироду.
Евреи жили в районе Хермона как в смешанных, так и в чисто еврейских поселениях. Археологи обнаружили остатки более 40 таких поселений.
Дома в них строили с толстыми, иногда двойными, стенами из-за сурового климата. Внутри поселений рыли колодцы, подземные пещеры служили погребами или водохранилищами. На отвесных скалах делали террасы, на которых выращивали овощи, виноград,тхину, орехи, специи, сажали сады. Найденные давильные прессы для масла свидетельствуют о том, что здесь выращивали маслины.
Земли, не пригодные для обработки, использовали под пастбища. Кроме сельского хозяйства, немалую прибыль приносили леса. Но одной из важнейших статей дохода был лед. Его продавали состоятельным людям Израиля, Сирии и Египта. В V в. один из отцов христианской церкви Иероним писал: «С Хермона привозят в Тир летний снег для удовольствия ».
На местах древних поселений найдены осколки глиняных сосудов большей частью местного изготовления. Обычно эти сосуды были большие, грубо обработанные руками, а не на гончарном круге. Наряду с местной керамикой найдена привозная, более красивая.
Ученых поразила целая сеть дорог, которая связывала поселения друг с другом. Ширина этих дорог достигала 3-4 м. Там, где грозили обвалы, сооружали специальные подпорки и укрепления. Высохшие русла рек становились частью дорог.
С годами еврейских поселений становилось все меньше. Самая большая община проживала в поселении Хацбая (сегодняшний Ливан). Но и она покинула поселение, когда в XIX в. начались продолжительные междоусобные войны между друзами, христианами и мусульманами.
В конце Первой мировой войны Хермон стал французской подмандатной территорией, а в годы Второй мировой войны Хермон был поделен между Ливаном и Сирией.
Во время Шестидневной войны южная часть Хермона была взята Армией Обороны Израиля, и сразу же после окончания войны здесь были оборудованы бункеры, поскольку эта самая высокая точка в стране имеет важное стратегическое значение.
«Глазами страны» Хермон называют, поскольку отсюда отлично просматриваются такие районы, как долина Хула, горы Нафтали, Голаны, подступы к Дамаску (вершина Хермона находится всего в 45 км от сирийской столицы).
Здесь был установлен РЛС. В 1968 г. палестинские террористы проникли на ливанскую часть Хермона и основали там военные лагеря, израильтяне ответили бомбежками и артобстрелом. В 1969 г. вылазки на израильскую территорию стали почти ежедневными, отряды израильских десантников очистили ливанскую часть Хермона от террористов и организовали военное патрулирование местности.
В первый день войны Судного дня (6 октября 1973 г.) в израильских бункерах на Хермоне было всего 57 солдат и офицеров. 14 из них были из боевой дивизии Голани, остальные — техники из разных частей. Четыре сирийских вертолета с отрядами коммандос приземлились недалеко от бункеров израильтян и за несколько часов захватили их. Для советских советников, помогавших сирийцам, захваченная электронная техника была бесценным трофеем.
А уже перед самым окончанием войны части израильских парашютистов совместно с бригадой дивизии Голани провели операцию по взятию укреплений на Хермоне. Она вошла в историю войны как одна из самых отчаянных и смелых.
Для обороны Хермона было создано единственное в Израиле подразделение альпинистов, которое в 1974 г. отбило сирийскую вершину Хермона у захвативших её сирийских коммандос. Армия обороны Израиля подняла на горе израильский флаг.
Весной 1974 г. сирийцы дважды попытались взять Хермон.
В рамках договоров о прекращении огня были введены войска ООН на границу с Сирией (на востоке) и Ливаном (на западе).
Religious Tourism по материалам:
guide-israel.ru en.wikipedia.org ru.wikipedia.org www.proza.ru