Вероятно, большинство православных людей, прикладываясь к Распятию Христа Спасителя, обращали внимание на иконографию этого образа, а именно — в нижней части, под основанием Голгофского Креста традиционно изображается череп и две перекрещенные кости.
Фото: alchevskpravoslavniy.ru
Под крестом традиционно изображаются череп и две перекрещенные кости
Предание сохранило рассказ, согласно которому Спаситель мира Господь Иисус Христос был распят на месте древней могилы праотца Адама, и кровь Богочеловека, стекающая по основанию Креста, попала на главу погребенного здесь первого человека, чем и был смыт грех праотца, совершенный в Эдемском саду. С повествованием этого предания знаком наверняка любой воцерковленный человек, внимательно вслушивающийся в богослужебные тексты праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста, Крестопоклонной Недели (3-е воскресенье Великого Поста) и Страстной Седмицы.Свою первую книгу-путеводитель о Святой Земле, написанную после неоднократных поездок в Израиль, я подарил своему учителю - профессору Киевской Духовной Академии. Его внимание приковала фотография, сделанная мной в Хевроне на могиле праотцов, точнее не фотография, а подпись к ней, которая сообщала: «Балдахин над местом погребения Адама». «А кто тогда погребен на Голгофе, под тем местом, где был распят Спаситель?». Информация о захоронении праотца Адама в Хевроне является малодоступной в христианской традиции, хотя с другой стороны для монотеистического иудаизма именно пещера праотцев в Хевроне является тем местом где по сей день находятся останки первого человека. Как согласовать христианскую традицию и предание Мидрашей? Для этого мы предложим посетить древний Хеврон и приоткрыть тайну Пещеры Праотцев — Меарат ха-Махпела.
«Ворота юга» - именно такое название Хеврон получил у кочевых семитских кланов, которые, перегоняя свои стада в поисках новых пастбищ, обязательно попадали сюда по дороге из Иерусалима в Вирсавию (Беер-Шеву), Азот (Ашдот), Ашкелон.
Хеврон расположен в южной части горной Иудеи в цветущей горной долине, находящейся на высоте 925 м над уровнем моря и окруженный высокими горами. Вокруг современного Хеврона много мусульманских деревень, жители которых занимаются, как и в далеком прошлом, земледелием и скотоводством. Добраться до Хеврона сегодня можно из Иерусалима по шоссе «ха-Минаро» минуя Вифлеем.
Посещение этого города сегодня сопряжено с определенными трудностями. В современном Хевроне очень часто случаются столкновения между еврейскими поселенцами и арабами. Город находится в административном подчинении Палестинской Автономии, он окружен израильскими армейскими блокпостами. Хеврон явно не то место, где стит блистать знанием иврита. Более того, «это единственное место на Западном берегу, где не стоит останавливаться с ночевкой», о чем предупреждают многие путеводители.
«Ворота юга»
Под снайперским прицелом
Фото: EPA/UPG
Современный Хеврон — это лакмусовая бумажка арабо-израильского противостояния
Хеврон разделен на две части: арабский квартал и квартал, где проживают еврейские поселенцы. Когда направляешься к Пещере праотцев, немного тревожит пристальное внимание израильских патрулей, расположенных почти через каждые 50 метров. Подняв голову не трудно заметить снайперов на крышах домов и на наблюдательных вышках. Стоит вам отклонится от маршрута, как, откуда не возьмись, появляется пуленепробиваемый джип или запыленный военный «Hummer» с торчащими антенами, из которого вас обязательно попросят предъявить документы. В целом все призвано намекнуть гостю Хеврона о том, что в целях его же безопасности маршрут паломника или туриста продуман до мелочей и поэтому не стоит импровизировать.
Примечательно, что между кварталами евреев и арабов нет свободного сообщения, и только иностранец, пользуясь своим нейтральным положением, может посетить обе части Хеврона. Причем, попав в палестинскую часть города, он обращает внимание на то, что здесь Хеврон живет привычной жизнью ближневосточных арабских городов с традиционными автомобильными пробками, шумом клаксонов машин, запевом муэдзинов, зазыванием уличных торговцев и т. д. Куда-то пропали бетонные заграждения, патрули, снайперы и километры колючей проволоки....
Среди четырех библейских городов Израиля (Сихем (Шхем), Вефиль (Бэт-Эль), Иерусалим, Хеврон), сохранившихся до сего дня, Хеврон – самый древний. Патриарх Авраам выбрал именно Хеврон – Кирьят-Арбу, в качестве первого места для поселения на территории Святой Земли. Именно в Хевроне он купил первый земельный надел – пещеру Махпела для погребения своей жены Сарры (Быт. 23:8-17). В этой пещере Авраам завещал похоронить и себя.
Для патриарха Авраама было принципиально важным приобрести именно эту пещеру для погребения Сарры. Почему? Мидраш – Устная Тора, дополняет библейское повествование: «Авраам открыл тайну пещеры, когда гнался за волом, которого хотел заколоть для трех своих таинственных гостей – ангелов. Вол привел его прямо к пещере Махпела. Внутри Авраам увидел яркий свет, часть того первозданного света, который Бог уготовал для праведников, и вдохнул сладостный аромат, исходящий из Эдемского сада. Авраам услышал голоса ангелов:«Здесь захоронен Адам. Здесь также упокоятся Авраам, Исаак и Иаков». Тогда Авраам понял, что эта пещера является входом в Эдемский сад, и именно с тех пор он хотел получить её для захоронения». Книга «Зоар» подтверждает повествования Мидрашей, сообщая о том, как праотец Адам после изгнания из Эдемского сада однажды проходил мимо и узнал в свете, исходящем из пещеры, свет Рая. Он понял, что здесь находится туннель, соединяющий наш земной мир и мир Горний, туннель, по которому поднимаются к Богу наши молитвы, а души попадают в Вечность после смерти тела. Поэтому завещал Адам похоронить себя только в этой пещере.
Первая недвижимость на Святой Земле
Фото: rutraveller.ru
Возведение этого монументального сооружения со стенами высотой 12м принадлежит царю Иудеи — Ироду Великому
Мидраш подробно описывает погребение Сарры, которое сопровождалось чудесными явлениями: «Стоило Аврааму войти в пещеру с телом Сарры, как Адам и Ева поднялись из своих могил и направились на встречу. При этом они сказали, что чувствуют стыд за свой грех: – «Теперь когда ты пришел сюда, наш стыд стал ещё больше, поскольку мы видим твои добродетели». – «Я буду молиться за вас, чтобы вы не мучались больше от стыда», – сказал им Авраам. Услышав эти слова, Адам успокоился и вернулся в свою могилу, но Ева упиралась до тех пор, пока Авраам не захоронил её снова».
Тайна пещеры Махпела
Когда мы говорим о מְעָרַת הַמַּכְפֵּלָה «Меарат ха–Махпела»или в русской традиции – Пещера Праотцев, как правило, мы имеем в виду грандиозное сооружение над самими пещерами. Спуститься же в сами пещеры, где погребены библейские патриархи, за всю историю Хеврона довелось всего нескольким людям.
Примечательно, что возведение этого монументального сооружения, находящегося в центральной части современного Хеврона, со стенами высотой 12м принадлежит царю Иудеи — Ироду Великому. Это величественное строение состоит из каменных блоков (наибольший из них 7,5 х 1,4 м). Поверхность стен Меарат ха–Махпеланапоминает Западную Стену Храмовой горы (СтенуПлача) в Иерусалиме.
В византийскую эпоху южная оконечность здания была превращена в церковь, освященную в честь патриарха Авраама. Это никак не сказалось на возможности евреев посещать святыню. Христиане входили через одни ворота, евреи – через другие. В VI в. по Р.Х. со всех четырех сторон были построены галереи. Завоевав Палестину, арабы поручили евреям, в благодарность за их поддержку, надзор за пещерой. Надзиратель за святыней получил титул «служитель отцов мира». В период арабского завоевания Хеврон переименовывают в « Масджид Ибрагим » (Мечеть Авраама). Пещеру Махпела мусульмане до сегодняшнего дня почитают не только как могилу Авраама, но и как место, над которым пролетал пророк Мухаммед во время своего путешествия на небо. Согласно арабской легенде, когда пророк Мухаммед летел на коне в Иерусалим, над Хевроном он услышал голос архангела Джебрила (Гавриила): « Сойди и помолись, ибо здесь могила отца твоего Авраама ».
В IX в. по Р.Х. здание кенотафа Иосифа заблокировало центральный вход, а в последствии он был прорезан с восточной стороны стены. Время существующего строения датируется 1118-1131 гг. по Р.Х. (правление Балдуина II ).
Но в 1267 г. мамлюкский султан Бейбарс I запретил христианам и евреям вход в молитвенные залы Меарат ха–Махпела, хотя евреям было дозволено подниматься на пять, а позднее – на семь ступеней по внешней стороне восточной стены и опускать записки с просьбами к Богу в отверстие в стене возле четвертой ступени. Это отверстие, проходящее через всю толщу стены в 2,25 м, и ведущее внутрь пещер под полом строения, впервые упоминается в 1521 г. и, по всей видимости, было проделано по просьбе евреев Хеврона по уплате ими значительной суммы.
Декрет султана Бейбарса I о запрете на посещение неверными-инославными Меарат ха–Махпела соблюдался до ХХ столетия. Хотя были и исключения. Так, в 1862 г., благодаря специфическим отношениям Турции и Великобритании, османские власти Хеврона разрешили посетить пещеру Махпела принцу Уэльскому Эдуарду, который имел личное разрешение самого султана Абдул-Азиса I . Таким образом, он стал первым христианином, который спустя шесть столетий (с 1267 г.) смог попасть в Меарат ха–Махпела.
Только в 1967 году, после Шестидневной войны, доступ инославных (евреев и христиан) был вновь официально открыт после 700-летнего перерыва. Сегодня территория памятника находится в ведении мусульманской общины, однако часть комплекса функционирует как синагога.
Сам погребальный склеп библейских патриархов с архаичных времен был окружен загадками и легендами. Вот одна из них.
В 1643 году Махпелу посетил султан Оттоманской империи. При осмотре мечети султан случайно уронил свою саблю в отверстие в полу, через которое она попала в погребальный грот патриархов. По приказу султана за саблей были на веревках спущены несколько слуг, но всех их извлекали из пещеры мертвыми. Местные жители-мусульмане даже под страхом смертной казни отказывались спускаться в грот. Тогда один из советников султана посоветовал ему потребовать от евреев достать саблю. Аврам Азулай (автор нескольких книг, включая наиболее известную «Хесед ле-Авраам») взял на себя эту миссию и спустился в пещеру. Там он встретил Адама с Евой, Авраама с Сарой и других праотцев, которые объявили ему, что он должен покинуть земной мир. Однако, для того, чтобы гнев султана не спровоцировал преследование евреев Хеврона, Аврааму Азалаю было позволено быть первым в истории человеком, вернувшимся из пещеры праотцев. Сабля была возвращена султану, а спустя сутки Аврам Азулай умер.
Фото: EPA/UPG
Поверхность стен Меарат ха–Махпела напоминает Западную Стену Храмовой горы (Стену Плача) в Иерусалиме