В восточной части долины реки Омо проживает довольно большая народность хамер. Общее число её представителей насчитывает порядка 35-50 тысяч человек. А многие обычаи племени, сохранившиеся с древнейших времен, способны породить ужас в самом смелом путешественнике.
Хамер – мусульмане сунниты, однако им удается неплохо комбинировать традиционные устои, характерные для приверженцев этой религии, и исторически сложившиеся древние ритуальные элементы языческих верований. Джины, злые и добрые духи, способные принимать облик человека – популярные персонажи в преданиях местных жителей. Каждая вещь, по представлению хамеров, имеет душу, поэтому в племени нередко практикуется и массовый тотемизм.
Деревни представителей племени хамер ничем не отличается от поселений других соседних племён. Это - беспорядочное скопище хлипких построек, окружённых шатким заборчиком. Нередко свою хижину люди делят с домашними животными, которые здесь везде пребывают в большом количестве, так как основное занятие хамеров – скотоводство.
Днём найти в деревне мужчин нереально. С раннего утра они, вооружившись автоматами и копьями (вот такие они, современные туземцы) – отправляются пасти скот. Обычно в это время здесь только женщины, старики и дети. Хамеры – довольно миролюбивое племя, особенно в сравнении с теми же мурси и их ужасными жрицами смерти. Поэтому и занятия их гораздо более мирные. Женщины ухаживают за собой и всячески расслабляются, когда все дела по дому выполнены.
А вот мужчины племени считают себя настоящими королями. Каждый имеет по несколько жён, обычно две-три, но верования хамеров позволяют увеличивать их количество и до четырёх. Не обременяют они себя и никакой домашней работой, считая себя непобедимыми воинами и самыми настоящими героями.
Для подтверждения личного геройства у хамеров есть даже специальный обычай. Согласно ему, каждый юноша, достигший совершеннолетия, обязан пройти обряд инициации – четыре раза пробежать по спинам быков, стоящих в ряд. При этом он обязательно обнажается, что символизирует его стремление освободиться от детскости и приобщиться к взрослой жизни. Главная сложность прохождения обряда заключается в том, что быки никогда не стоят на месте, а удерживать их никто не собирается. Упавший же не признается настоящим мужчиной и обязан тренироваться еще один год. А те, кто справляется с инициацией, переходят в так называемый разряд «маза», что символизирует его официальное признание не только состоявшимся мужчиной, но и настоящим героем.
Сегодня белые люди не представляют для хамеров особого интереса. Скорей, они являются для местных неким источником дополнительного заработка, так как за каждое свое фотографирование представители племени получают от туристов не менее двух бар. Гораздо хуже приходится чернокожим иноплеменникам, которых хамеры, считая захватчиками, уничтожают без особых вступлений в разговоры.
Своих жён хамеры посещают только в том случае, если решают завести очередного ребенка. Поэтому и ночуют не в объятиях красавиц своего племени, хотя женщины-хамеры и довольно красивы, а в специально вырытых ямах-могилах. Перед сном они посыпают тело землёй и тем самым сдавливают грудную клетку, из-за чего происходит затруднение дыхания. Гипоксия доставляет, по-видимому, им гораздо большее удовольствие, чем ночь с женщиной.
Интересны и женщины племени хамер. Ни паспортов, ни каких-либо иных документов хамеры, естественно, не имеют. Поэтому девушка считается пригодной для супружества только после развития вторичных половых признаков – приблизительно к 12 годам. До замужества половые связи запрещены. Если же такое происходит, то девушка подлежит немедленной смертной казни. Поэтому после первой брачной ночи новоиспечённый супруг обязан подтвердить непорочность своей жены до свадьбы. Для этого он приобретает специальный деревянный «аппарат», носящий название окулибоко, при помощи которого проводит искусственную дефлорацию. Наутро он должен показать всем своим соплеменникам мужского пола окровавленный окулибоко, что свидетельствует о законности брака.
После этого муж надевает на шею супруги специальный серебряный обруч, который женщина носит до конца своей жизни, и уводит ее в специально отведённую хижину. Где под общие стоны соплеменников избивает молодую избранницу жёстким прутом. Здесь излишни какие-либо увещевания и мольбы о помощи, да и сами женщины вовсе не жалуются на такой обычай. Ведь считается, что чем больше шрамов на теле женщины, тем больше муж любит её.
Ну а сами женщины, ввиду всего этого, по возможности, стараются избегать общества «любящих» мужей. Они предпочитают лесбийские игры и самоудовлетворение, нежели такие садо-мазохистские сексуальные игрища. После порки мужья, удовлетворившись, направляются в ямы. А женщины - в общие хижины, где и проводят ночи, удовлетворяясь однополой любовью.
Фотограф Christophe Cerisier.
http://cameralabs.org/